va1

   

    - 1

В нашем храме имеется кружка для сбора пожертвований на Восстановление порушенных святынь.

   

Календарь  

   

Важное  

   

О духовном восприятии и природе галлюцинаций в учениях святых отцов

Подробности

В этом разделе рассмотрим учения святых отцов о том, что человек имеет способность духовного восприятия и о том, откуда возникают галлюцинации у человека, одержимого страстью пьянства. Учения будут приводиться кратко и в сравнении с вышерассмотренным материалом.
   1. Выше говорилось, что «зрительные галлюцинации заключаются в ложном зрительном восприятии». У христиан не вызывает сомнения утверждение, что человек способен и к чувственному, и к духовному восприятию, и значит и к видениям, и слышаниям от духов. Как существует чувственное восприятие и органы чувств, точно также существует и духовное восприятие, и духовные органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Об этом подробно написано у Луки Крымского в книге «Дух, душа и тело». Приведем несколько цитат из этой работы.
   Лука Крымский (Дух, душа и тело): «…мы имеем право сделать только одно, но чрезвычайно важное заключение: кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира. …Почти у всех людей, даже наименее сенситивных (чувствительных), есть способность познания иная, чем познание пятью чувствами. Чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. При некоторых особых условиях и у людей в высшей степени сенситивных она проявляется с необыкновенной силой в ясновидении, предчувствии и пророческом предвидении в неведомом и таинственном шестом чувстве, которым они узнают многое о людях по вещам, принадлежащим им».
   Также выше было сказано, что все психозы сопровождаются затемнением сознания. Мы не будем сейчас говорить о понимании понятия «сознания» наукой и религией, т.к. это довольно обширный вопрос. Поговорим о том, что при болезненных состояниях тела зачастую происходит или помрачение, или просветление, так называемого сознания, или деятельности души.
   Иннокентий Херсонский (Лекции. О религии вообще): «Деятельность сил души ослабляется с ослаблением сил физических…. Это происходит с низшими способностями души, — с памятью и воображением, но сии способности тесно соединены с телесной стороной человека, а посему и должны с изменением ее сами изменяться …».
   Говоря о причинах делирия, называемых медициной было сказано, что при алкоголизме происходит интоксикация вследствие поражения внутренних органов, нарушений метаболизма, нарушения нейровегетативной регуляции и функции гипофизарно-надпочечниковой системы. Все это говорит о том, что организм человека перестает работать по естественным законам, данным ему Богом, и тело находится в ненормальном для него состоянии. То же самое происходит и когда человек болеет, например, инфекционными заболеваниями или при отравлении организма. При таком состоянии организма помрачается естественное сознание человека, отражающее действительность и самого себя, и которое связано со всеми функциями мозга, но открывается другое сознание – духовное, у которого есть духовное зрение, слух и т.д.
   Иннокентий Херсонский (Лекции. О религии вообще): «Каким образом дух может подлежать затмению в болезнях, например в сумасшествии? Что тут смущает? То, что дух принимает нелепый образ деятельности, расстраивающий организм его. В прежние времена сумасшедшие служили только предметом сожаления, а ныне они сделались предметом физиологических наблюдений, которые производятся над ними в домах, назначенных для их содержания. В древности греки, латиняне и другие называли сумасшедших пророками, сердцеведцами. Почему? Потому что они выказывают удивительную прозорливость. Опыты иностранцев подтвердили, что сумасшедшие провидят будущее. Из сего должно заключить, что душа их не остается в бездействии, но как бы взамен потерянной обыкновенной деятельности она принимает деятельность необыкновенную. … Еще со времен древности тело называли темницей души, не дозволяющей ей действовать по ее желанию. Тело для нее оковы, которые она силится расторгнуть. Поэтому древние признавали тело произведением злого духа. Новейшие подтвердили мысль сию, найдя в душе высокую, необыкновенную сторону, которая развивается в болезнях или от случайных обстоятельств, также и во сне, вследствие добродетельной жизни. Отчего это происходит? Оттого, что в подобных случаях душа освобождается от обыкновенных форм пространства и времени».
   Лука Крымский (Дух, душа и тело): «Мы не раз, приводя факты трансцендентальных способностей у сомнамбул и находящихся в состоянии гипноза, сопоставляли с ними аналогичные факты из жизни святых или даже просто обычных людей. Что же это значит? Это значит, что для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело нормальное, феноменальное сознание. …Пока наша жизнь протекает в калейдоскопе и шуме внешних восприятий, пока в полной силе работает наше феноменальное сознание, - скрыта никогда не прекращающаяся деятельность сверхсознания. Но когда в состоянии сна нормального, сомнамбулического или гипнотического, при отравлении мозга опиумом или гашишем, токсинами лихорадочных болезней угасает нормальная деятельность мозга и свет феноменального сознания, тогда вспыхивает свет сознания трансцендентального. … Из житий многих святых известно, что долгие, изнуряющие болезни были большим благодеянием для них, ибо смиряли страсти, лишали впечатлений мирской жизни с ее шумом и сутолокой, отвлекающей от углубления в тайники духа. …Это хорошо понимали и глубоко ценили христианские и буддийские анахореты, стремившиеся заглушить все внешние впечатления жизнью в пустыне, постоянным самоуглублением и молитвой, покорить духу плоть постом и бдением, даже стоянием на столпе. В мартирологии (при муках связанных с гонениями) есть много примеров того, что сильнейшие повреждения тела, жесточайшие мучения могут вызвать угасание феноменального сознания и пробуждение внутреннего трансцендентального сознания, проявляющегося внутренним блаженством».
   У святых и пророков отверзались духовные чувства под действием Благодати Божией.
   Иннокентий Пензенский (Богословие деятельное): «Что касается чувств обновленного человека, то внутренние чувства, хотя и не всегда у каждого и в одинаковой степени, но действительно отверсты, как-то: зрение, слух, вкус, осязание. (В Писании об этом сказано) «И сказал Стефан: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7,56). «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3,16). «Воззвал Господь к Самуилу: «Самуил, Самуил!» И отвечал он: «Вот я!» И побежал к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Но тот сказал: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись». И он пошел и лег... Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне. И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: «Вот я! ты звал меня». Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока» (1Цар. 3, 4—8)».
   Иннокентий Херсонский (Лекции. О религии вообще): «Эта необыкновенная жизнь души проявляется и естественным образом у людей святых. Что в других производят болезни, то у аскетов происходит натуральным образом. Рассказы о чудесах, произведенных ими, истинны. И действительно, достигнуть силы чудотворения можно посредством богомыслия. Спаситель, обещая дар чудес, не положил пределов, но сказал: верующий в Меня сделает, что Я делаю, и более сего сотворит. В святых людях это не свыше только происходит, но достигается и посредством полного развития духовной природы человеческой и ослабления природы телесной».
   Если у святых духовное сознание освящается и просветляется, то у грешников оно помрачается. У них также «отверзаются чувства» только не под действием Благодати Божией и не для видения и ведения тайн Божиих, а под действием греха и бесов.
   Такое «отверзение чувств» зачастую происходит и при кончине людей.
   Иннокентий Херсонский (Лекции. О религии вообще): «(Проявление другой (духовной) жизни души) происходит в состоянии, так называемых смертных обмороков. Здесь так же, как и во сне, остается сознание, но нет чувства. Посему-то не без причины утверждают, что в это время человек бывает или в раю или во аде: действительно, душа наша переносится тогда в какой-то другой мир».
   Приведем пример:
   Житие пр. Василия Нового (Мытарства Феодоры): «…когда, приблизился конец моей земной жизни настал час разлучения души от тела, увидела множество эфиопов, стоящих вокруг моего смертного одра. Лица их были черны, как сажа или как смола, очи блестели, как раскаленные уголья и весь вид их был страшен. И подняли они невообразимый шум и крик: одни ревели, как скоты и звери, другие лаяли, как собаки, иные выли, как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они с яростью смотрели на меня, грозились и, скрежеща зубами, устремились на меня. Как бы намереваясь тотчас же растерзать и съесть меня. И приготовляли они хартии, как бы ожидая, что придет какой-то судия, и развертывая свитки, на которых записаны были все мои дурные дела. Великий страх и трепет объял тогда убогую мою душу. Как ни велико было мое предсмертное мучение, оно было ничто в сравнении с грозным видением страшных эфиопов и их яростью, - видение это было для меня другое, более мучительною смертию. Я отворачивала то туда, то сюда свои глаза, чтобы не видеть их страшных лиц и не слышать их голоса, но все было напрасно: всюду взор мой встречал их бесчисленное множество, и не было у меня никого, кто бы помог мне в моем бедственном положении. Когда же я этими тяжкими муками была доведена до полного изнеможения, увидела я подходивших ко мне в образе прекрасных юношей двух светозарных ангелов Божиих, красоты которых описать невозможно. Лица их сияли неизреченным светом, глаза смотрели с любовью, волосы на главах их были белы как снег, и блестели блеском золота: одежды их блистали, как молния и на груди крестообразно были перевязаны они золотыми поясами. Прекрасные юноши подошли к моей постели и остановить около меня с правой стороны, тихо о чем-то разговаривая между собою. Когда я увидела их, сердце мое переполнилось радостью, и я весело взирала на них. При их появлении черные эфиопы затрепетали и отступили подальше. Один из светлых юношей с гневом обратился к эфиопам и сказал: “О, бесстыдные, проклятые, мрачные и злобные враги рода человеческого! Зачем вы всегда спешите первыми прийти к одру умирающего! И своими речами устрашаете и смущаете всякую душу, разлучающуюся с телом? Но не радуйтесь очень, здесь вы ничего для себя не найдете: Бог оказал ей Свое милосердие и нет вам части ни доли в этой душе”. Эфиопы, выслушав эти слова ангелов, заметались, подняли страшный крик и шум и, перечисляя все мои злые дела, даже от юности моей соделанные говорили: “Как мы не имеем части в этой душе? А это чьи же грехи? – говорили они, указывая на свитки, не она ли сделала вот это и это?” Сказавши это, они стояли и ожидали моей смерти. И вот, пришла, наконец, и сама смерть. Она рыкала как лев, и вид ее был страшен. Она имела человеческий образ, но только тела на ней не было никакого, а была она составлена из одних голых костей. Смерть несла с собою различные орудия мучения: мечи, стрелы, копия, барды, косы, серпы, рожны, пилы, топоры, теслы, оскорды, удицы и некоторые другие неизвестные мне. И сказали святые Ангелы смерти: “Чего медлишь? Разреши эту душу от уз плоти, разреши скоро и тихо, потому что она не очень обременена тяжестью грехов”. Смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд, и, прежде всего, отсекла мне ноги, потом руки, затем иными орудиями отсекла постепенно все прочие члены моего тела, отделяя сустав от сустава. И вот не имела я уже ни ног, ни рук, все тело мое омертвело, так что я не могла даже пошевелиться; затем, взявши тесьму, смерть отсекла мне голову, после всего этого смерть приготовила в чаше какой-то раствор, поднесла чашу к моим устам и насильно напоила меня этим раствором. Питие это было так горько, что душа моя не могла перенести этой горечи, - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы силою исторгнутая оттуда. Тут светоносные ангелы взяли ее к себе на руки...».
   Как мы знаем, есть люди, которые этому не верят, но их неверие никак не повлияет на существование духов и их действия в отношении людей. Вот что говорят святые о таких людях:
   Феофан Затворник (Толков. на посл. Ефес.,1.18): «Дух (человека) ясно зрел Бога и все Божеское, - так ясно, как ясно видит кто здравыми очами вещь пред собой. Но с падением очи духа закрылись, - и он уже не видит, что видеть было ему естественно. Сам дух остался, и очи в нем есть, - но закрыты. Они в таком положении, в каком тот, у кого бы веки срослись. Глаз цел, жаждет света, ищет, как бы увидеть его, чуя, что он есть; но сросшиеся веки мешают ему открытыми быть и прямо войти в общение со светом. Что дух в таком положении в падшем, это до осязательного очевидно. – Зрение духа человек хотел заменить умозрением, отвлеченнейшими построениями ума, идеальничанием; но из этого ничего никогда не выходило. Свидетельство тому – все философские метафизики. Пересмотревши их все, получим только удостоверение, что есть что-то высшее, лучшее, совершеннейшее, нежели что видит глаз, и до чего можно доходить операциями рассудка, а что такое, - недосягаемо для ума…».
   Николай Сербский (Евангелие о бессилии неверия и силе веры на Мф.17:14-23): «И в наши дни все народы на земле веруют в духов. И сия вера народов по сути правильная. Отрицающие духовный мир, отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами - и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, камней, трав, животных и других составляющих природы, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами».
   2. Что касается вопроса, откуда происходят галлюцинации при алкогольных психозах, то скажем следующее: всем известно, что когда душа мечтает, то сама создает образы в воображении и сама видит их внутренним зрением. При так называемых «галлюцинациях» эти образы создают духи, и их видит душа. Выше говорилось о том, что галлюцинации могут появляться путем внушения при гипнозе, то, конечно же, они могут появляться и от действия духов. Видения могут быть от добрых духов и от злых (об этом подробно сказано в рассмотренных нами темах «Таинственные действия Духа Святого у подвижников, сподобившихся совершенства» и «О прелести»). Но следует сказать, что видения (или галлюцинации) могут иметь и физиологические основы, как, например, при поражениях головного мозга. Об этом мы не будем вести речь, т.к. это дело науки и медицины, а поговорим о видениях от духов. Существует множество поучений святых отцов на эту тему, но мы приведем только несколько из них, обозначив основные моменты, связанные с вопросом о галлюцинациях.
   В христианских учениях существуют большое количество свидетельств об откровениях Божиих, о явлении ангелов и о явлении бесов (прелести).
   Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святой жизнью».
   (Об этом мы сейчас не будем говорить, так этот вопрос не относится к теме о грехе пьянства)
   Игнатий Брянчанинов (Странник): «Прелесть, …приступает к человеку, - мыслью ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким-нибудь явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами…». Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «С другой стороны, диавол и ангелы его составляют одно между собою, как темная, злокачественная, ядовитая вода или огненосный, удушливый, убийственный воздух. Они окружают нас и усиливаются ворваться в нашу душу при ее невнимательности и разных пристрастиях, чтобы омрачить, возмутить, стеснить, попалить и всячески мучить нас».
   Что касается бесов, то они являлись грешникам и святым подвижникам, и об этом можно прочесть в Патериках и Житиях святых. Вначале остановимся на вопросе о явлении бесов святым и подвижникам.
   Антоний Великий (Афанасий Великий. Житие Антония Великого, ст.40): «Поелику же стал я столько несмыслен, что рассказываю о сем; то, для собственной вашей безопасности и небоязненности, приимите от меня и следующее, и поверьте мне; потому что не лгу. Однажды кто-то в монастыре постучался ко мне в дверь. И вышедши, увидел я какого-то явившегося огромного великана. Потом, когда спросил я: кто ты? — Он отвечал: я — сатана. — После сего на вопрос мой: для чего же ты здесь? — сказал он: почему напрасно порицают меня монахи и все прочие христиане? почему ежечасно проклинают меня? — И на слова мои: а ты для чего смущаешь их? — ответил: не я смущаю их; они сами себя возмущают; а я стал немощен. Разве не читали они: «врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил eси» (Пс.9, 7)? Нет уже мне и места, не имею ни стрел, ни города. Везде христиане: и пустыня наконец наполняется монахами. Пусть же соблюдают сами себя, и не проклинают меня напрасно. Тогда, подивившись благодати Господней, сказал я ему: всегда ты лжешь, и никогда не говоришь правды; однако же теперь, и против воли, сказал ты это справедливо. Ибо Христос, пришедши, соделал тебя немощным, и низложив, лишил тебя всего. — Услышав имя Спасителя и не терпя палящей силы его, диавол стал невидим».
   Дмитрий Ростовский (Руно орошенное): «Некто из пустынных отцов стал на молитву в полуночи и вот слышит глас трубы, как на брань. Говорит в себе: откуда в пустыне воины и брань? Тогда явился ему бес и сказал: «То и есть брань, когда на молитве стоишь. Ляг и спи, и не будем бороться с тобой. Мы лишь с теми боремся, которые вооружаются на нас бодрой молитвой, с ленивыми не боремся»».
   Дмитрий Ростовский (Руно орошенное): «Отец Макарий жил в глубокой пустыне один, а недалеко от него, в долине, много братии пребывало. В один день видит он дьявола в образе человеческом, как проходит тот мимо его келий, одетый в косматую одежду, на каждой же косме висит тыквица. Говорит ему старец: «Куда идешь?» Отвечает дьявол: «Иду посетить братию». Старец же говорит: «Что же это за тыквицы ты несешь?» Отвечает бес: «Вкушение несу братии». Старец же ему: «И все ли они для вкушения?» Тот отвечает: «Да, если кому не будет приятно одно, подаю ему другое, и третье, и все по ряду, пока не усладится хотя бы единым». Сказав это, дьявол отошел. Старец же остался у дороги, стеречь, пока тот возвратится, и, увидев его на обратном пути, снова стал спрашивать: «Хорошо ли сходил?» Он же отвечал: «Где там хорошо. Плохо». И вопрошает старец: «Почему?» Тот ему в ответ: «Вся братия как звери дикие были со мной, ни один не послушал меня». И говорит ему старец: «Неужели ни одного у тебя нет там послушного тебе?» Он же ему: «Да только один и есть, как увидит меня, вертится, как порплица (железная поперечина)». Тогда спрашивает отец: «И как же имя ему?» И слышит: «Феопемпт ему имя». Сказав это, дьявол отошел. Старец же, встав, отправился к братии, и они, заслышав его приход, вышли на встречу ему с пальмовыми ветвями, и каждый готовил келию свою, надеясь, что старец захочет к нему войти. Но старец спросил: «Кто у вас зовется Феопемптом?» И, найдя его, вошел к нему в келию. Феопемпт же принял его с радостью, и начал старец говорить к нему: «Как, брат, живешь?» Он же в ответ: «Молитвами твоими, отче, хорошо». Говорит старец: «Не смущают ли тебя какие помыслы злые?» — «Нет, подлинно все хорошо», — ибо стыдился Феопемпт открыть страсти свои. Старец между тем продолжал: «А я, сколько лет в посте, и почитаем всеми, и в преклонных летах, а вот мешает мне дух нечистый». Умилился тогда Феопемпт и говорит: «Поверь, отче, и мне мешает». И исповедался ему Феопемпт. Старец тогда спросил: «Как постишься?» Он же сказал: «До часа девятого». — «Постись до вечера и учи наизусть от Евангелия и от иных Писаний, а когда придет к тебе помысл нечистый, то не внимай ему. Никогда не держи ум долу, но всегда вверх направляй, и Господь поможет тебе». И, утвердив брата, старец отошел в свою пустыню. Спустя время вновь видит беса того грядущего и говорит ему: «Куда идешь?» Отвечает тот: «Посетить братию иду». И тут же вскоре возвратился. Спросил его святой: «Как братия?» — «Ужасно». Говорит святой: «Почему?» Отвечает бес: «Потому что все рассвирепевшие были и, мало того, вооружились на меня. Даже тот, что был у меня любимцем, и тот не слушает меня, развратился, не знаю откуда, никак не желает слушать меня, но свирепее всех стал». Сказав это, бес отошел от святого и клялся не ходить к братии до следующего лета. Старец же, войдя в свою келью, возблагодарил Господа».
   В данном случае эти видения бесов попускались Господом, чтобы получить духовную пользу и научение. (Как мы знаем, есть люди, которые ищут такого общения с бесами, чтобы узнать у них что-либо, это – колдуны, спириты и т.п. Сейчас речь идет не об этих людях)
   Но бывают попущения видения и слышания бесов для искушений подвижников.
   Антоний Великий (Афанасий Великий. Житие Антония Великого, ст.39-41): «Намеревался было я смолчать и ничего не говорить от себя, удовольствовавшись одним сказанным; но, чтобы не подумали вы, будто бы говорю это просто, а напротив того — уверились, что сказываю вам изведанную по опыту и сущую правду, хотя поступаю, как несмысленный, однако же, поелику внемлющий сему Господь знает чистоту моей совести, знает, что делаю это не ради себя, но ради вашей любви и для вашего вразумления, то скажу еще, что дознал я о демонских начинаниях. Много раз ублажали меня демоны, а я заклинал их именем Господним. Много раз предсказывали они мне о разливе реки, а я спрашивал их: «вам какое до сего дело?» Иногда приходили с угрозами и окружали меня, как вооруженные воины. В иное время наполняли дом конями, зверями и пресмыкающимися; а я воспевал: «сии на колесницех, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего» возвеличимся (Пс. 19, 8), и по молитвам Господь обращал их в бегство. Иногда приходили во тьме, имея призрак света, и говорили: «мы пришли озарить тебя, Антоний»; но я, смежив глаза, молился, и тотчас угасал свет нечестивых. Чрез несколько месяцев пришли, и будто воспевали псалмы и произносили места из Писаний; «аз же яко глух не слышах» (Пс.37,14). Иногда приводили в колебание монастырь; но я молился, пребывая неподвижен мыслию. После сего, еще пришли и стали рукоплескать, свистеть, плясать; но я молился, и лежа пел сам в себе псалмы. Вскоре начали они плакать и рыдать, как изнемогшие; а я прославлял Господа, сокрушившего и посрамившего их дерзость и безумие. Однажды явился с многочисленным сопровождением демон весьма высокий ростом, и осмелился сказать: я — Божия сила; я — Промысл; чего хочешь, все дарую тебе. — Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его и, как показалось, ударил, — и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами. Однажды, когда я постился, пришел этот коварный в виде монаха, имея у себя призрак хлеба, и давал мне такой совет: «ешь, и отдохни после многих трудов; и ты — человек, можешь занемочь». — Но я, уразумев козни его, восстал на молитву, и демон не стерпел сего, скрылся, и исшедши в дверь, исчез, как дым. Много раз в пустыне мечтательно показывал мне враг золото, чтобы только прикоснулся я к нему и взглянул на него; но я отражал врага пением псалмов, и он исчезал. Часто демоны наносили мне удары, но я говорил: ничто не отлучит меня от любви Христовой. И после сего начинали они наносить сильнейшие удары друг другу. Впрочем, не я удерживал и приводил их в бездействие, но Господь, Который сказал: «видех сатану, яко молнию с небесе спадша» (Лк. 10, 18). А я, дети, помня изречение Апостольское, «приложил» то «к себе» (1Кор. 4, 6), да научитесь не унывать в подвижничестве и не страшиться привидений диавола и демонов его».
   Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Некоторым подвижникам они представляют груды золота и серебра, так же и прочие предметы роскоши и земного великолепия, с целью найти отголосок мечте в душевной страсти корыстолюбия и любоимения, если она таится в душе; другим подвижникам с подобной же целью представляют трапезы с обильными яствами и питиями; иным обширные залы, оглашаемые музыкою, с толпами играющих и танцующих; иным являются в виде женщин, возбуждающих вожделение и собственною красотою и искусственными украшениями. Когда падшие ангелы захотят низложить кого-либо страхом: тогда являются в виде зверей, в виде палачей, в виде тюремной и градской стражи, в виде воинов со сверкающим оружием, с пылающими факелами, - преимущественно же в виде лиц, которые когда-либо возбуждали в подвижниках страх. Иных они старались обольстить пением, будто бы ангельским, - гармоническою музыкою, будто бы небесною. Иных покушались ввести в заблуждение гласами и прорицаниями, как бы божественными. Иным они являлись в виде отсутствующих родственников и знакомых; иным являлись в каком-либо виде, свойственном человекам, уговаривая видящих, чтоб они не сомневались в них, не подумали, что они - отверженные духи, стараясь уверить, что они человеческие души, которых участь еще не решена, и которые по этой причине блуждают по земле, не обретши себе пристанища; при этом, они сочиняют какую-нибудь интересную сказку, способную возбудить любопытство в легкомысленных и привлечь их доверенность ко лжи, представив ее чистейшею и святою правдою. Последний способ обольщения особливо употребляется духами в наше время. Блуждающим душам доверяют и те, которые не верят в существование злых духов. Злым духам это-то и надо: тати и убийцы тогда именно могут совершать и предпринимать все злодеяния, когда те, против которых направлена их злоба, даже не верят их существованию. "Отовсюду, - говорит преподобный Макарий Великий, - вражие козни, обманы и злоковарные действия весьма осмотрительно примечать должно. Ибо яко же Дух Святый чрез Павла всем вся бывает, да вся приобрящет (1Кор. 9,22), так и лукавый дух чрез злобу всем вся старается быти, да всех низведет в пагубу" (слово 7, гл.7)».
   Далее. Бывает и так, что Господь попускает видеть и слышать бесов грешным людям для того, что бы они исправились.
   Николай Сербский (Неделя 5 по Пятидесятнице): «Господь наставляет людей не только через небеса, наполненные ангелами и украшенные звездами, не только через землю, всю покрытую знаками бытия Божия, но даже и через бесов - лишь бы предоставить безбожникам, стремительно спускающимся в ад, возможность хоть чего-то устыдиться, и восстать, и спасти свои души от преисподней, огня и смрада».
   Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Приведем несколько примеров, которые объяснят нам, с какой спасительною для нас предосторожностью, с целью величайшей нашей душевной пользы, Бог попускает нам чувственное видение духов. В Африке (Африкою называлась в Римской Империи Карфагенская область. Смотри Четьи-Минеи, житие святого мученика Артемия, октября в 20 день) был мытарь, именем Петр, человек самый жестокосердный, подавший в течение всей жизни милостыню нищему однажды, и то не по движению сострадания, а по увлечению гневом. Когда Петр нес большое количество хлебов, нищий стал неотступно просить у него милостыни: Петр, рассердившись и не имея возможности ударить нищего чем другим, кинул в него хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь усиливалась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти. При таком положении отверзлись его очи: он увидел пред собою весы; по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую - светлые Ангелы. Демоны, собрав все злые дела, соделанные Петром в течение его жизни, положили на весы. Светоносцы, не находя никаких добрых дел, чтоб противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего не имеем здесь, кроме одного хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле". Они положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую. Тогда световидные мужи сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр выздоровел, сделался необыкновенно милостив к нищей братии, истощил на них все весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святого Града, чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею. Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, сентября 22 дня).
   В Киевопечерском монастыре был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келии, будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали его прекратить такие разыскания и возложить печаль свою на Господа (Псалом 54,23); но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестоко и грубо. Через несколько дней Арефа впал в тяжкую болезнь, и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он лежал как мертвый, ничего не говоря; потом внезапно, вслух всем, начал вопиять громким голосом: "Господи помилуй! Господи прости! Господи согрешил! имение - Твое! не жалею о нем!" Он немедленно выздоровел, и так поведал братии о причине своих восклицаний: "Я видел, - говорил он, - что пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они начали препираться обо мне по поводу украденного моего богатства. Бесы говорили: "Он по этому случаю не воздал хвалы Богу, но роптал, и потому он наш, и должен быть предан нам". Ангелы сказали мне: "Несчастный человек! Если б ты, при случившемся похищении у тебя, принес Богу благодарение, то похищение имения вменилось тебе в милостыню, как Иову. Когда кто подает милостыню - это велико пред Богом, потому что подавший поступает так из своего благого произволения; претерпевающему же с благодарением насильственное похищение вменяется искушение, нанесенное диаволом, в благое произволение. Диавол, хотя ввергнуть человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает одинаково с милостивым раздаятелем". Когда Ангелы сказали мне это, я воскликнул: "Господи, прости! Господи, я согрешил! имение принадлежит Тебе; не жалею о нем!" - тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения Арефа изменился и в образе мыслей и в нраве, проводя самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога: он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику которых Арефа справедливо причислен святою Церковью (Четьи-Минеи октября в 24 день)
   …Из приведенных здесь событий ясно усматривается общий характер явления духов, устрояемого промыслом Божиим. По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий. Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от виденного ими состязания Ангелов с бесами».
   Хотим обратить ваше внимание, что характер этих видений напоминает «галлюцинации» алкоголиков, т.к. в них также есть присутствие ангелов и бесов, и их разговор идет об этом человеке.
   Как мы знаем, бесы всегда находятся рядом с людьми и внушают им различные мысли и мечтания, которые человек принимает за свои. Но в случае с галлюцинациями происходит так, что вражьи действия становятся открытыми для человека. Что касается видения бесов алкоголиками, то вот как об этом говорят святые:
   Иоанн Златоуст (т.11,ч.1,бес.12): «…где пьянство, где бесчинство, где сквернословие, там непременно присутствует дьявол, который присовокупляет нечто и от себя».
   Иоанн Златоуст (Творения, т.1): «(Демоны)... раз овладевши ею (душою), обращаются с нею так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым демонам, сильно и страстно желающим нашего позора и погибели. Сняв с нее все одежды добродетели, одев ее в рубища порочных страстей, грязные, изорванные и зловонные, которые позорят ее более чем нагота, и, наполнив ее еще всякою свойственною им нечистотою, они непрестанно хвастаются наносимыми ей поруганиями. И не знают никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с нею, но, как пьяницы, когда уже сильно напьются, тогда еще более разгорячаются, так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредят ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд; и отстают не прежде, как когда приведут ее в одинаковое с собою состояние, или увидят, что она уже отрешилась от тела...».
   Григорий Синаит (Добротол., т.5, ст.132): «(одной из причин прелести является) наказательное попущение. …Прелесть наказательная – предание сатане за грех – часто попущает Бог своим оставлением даже до смерти».
   Никон Воробьев (Письма, п. 194): «Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу. Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала, ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы – надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить. Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своем безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца. Как люди духовные, борющиеся с грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть Ангелов, точно также преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, будут видеть бесов и сделаются их рабами».
   Итак, над пьяницей властвует бес, как и над бесноватым.
   Иоанн Златоуст (т.2,ч.1, Слово против упивающихся…): «Но терпит пьяный то же самое, что и бесноватый, так же кружится, так же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену и, таким образом, изливает нечистую слюну, и уста его наполняются невыносимым зловонием».
   Но, несмотря на это, бесноватый все же отличается от пьяницы, и это отличие заключается в беспечности и своеволии.
   Василий Великий (Беседа 14): «Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, не достоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом».
   Иоанн Златоуст (т.2,ч.1, Слово против упивающихся…): «Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а от этого отвращаемся; тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у того болезнь от (дьявольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов».
   Иоанн Златоуст (т.4, бес.29): «Видя бесноватого, мы часто жалеем о нем, соболезнуем и обнаруживаем к нему глубокое сострадание; но при виде пьяного поступаем напротив: негодуем, сердимся, произносим тысячу укоризн. Почему и за что? Потому, что одержимый злым демоном, что ни делает, делает невольно: бьется ли он, рвет ли одежду, или произносит какие-либо срамные слова, все это ему прощается; но пьяный, что ни сделает, ни в чем не заслуживает извинения, напротив - и домашние, и друзья, и соседи, и все строго осуждают его, потому что он сам по своей воле дошел до этого несчастного положения, сам предал себя во власть пьянству».
   3. Выше было сказано, что галлюцинации подразделяют на истинные и псевдогаллюцинации. Напомним, что при «истинных» видится реальная окружающая обстановка и невидимые для других образы: ««голос» звучит из-за реальной стены; «черт», помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т.д.». (Это соответствует христианскому учению о чувственном видении духов и об этом можно прочесть в тем «О прелести», гл.7, раздел «Явления наяву, воспринимаемые чувственно»)
   Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, ст.11): «…(демоны) устраивают разные привидения, чтоб устрашить; для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы: жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов. Но и таких привидений не должно бояться; потому что они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста. – Впрочем, они дерзки и крайне бесстыдны».
   (Примеры таких видений уже приведены выше)
   Но по милости Божией чувственное видение духов, в особенности злых, не дается всем людям.
   Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и ощущения; до чувственного видения духов достигают весьма немногие человеки. …(Они) делаются способными видеть духов при некотором изменении чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть то, чего доселе не видел и чего не видят другие, - слышать то, чего доселе не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств, оно очень просто и естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для неиспытавших - оно странно и непонятно. Так всем известно, что люди способны погружаться в сон; но что за явление - сон, каким образом, незаметно для себя, мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения - это остается для нас тайною. Изменение чувств, при котором человеки входят в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании «отверзением чувств». «Отверзе Бог», говорит Писание, «очи Валааму, и узре Ангела Божия противостояща на пути, и меч извлечен в руце его» (Числа 22,31)…» и др. …Из приведенных мест Священного Писания явствует, что телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтоб проклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, отвержены ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с собою».
   Отцы говорят и том, что более порочные люди способны чувственно воспринимать злых духов.
   Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Духовного видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни. Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану (Святый Апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякого коварства и всякого злодеяния, сын диавола, враг всякой правды (Деяния 13,10). При чтении Четьи-Миней можно получить достаточное понятие о волхвах); люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, пребегшие к волхвам, при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием отречения от Христа (Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великого 1 января, Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, июня в 23 день); люди, истощенные пьянством и развратной жизнью; подвижники, впадшие в самомнение и гордость; весьма немногие способны к нему по естественному сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особенного обстоятельства в жизни. В последних двух случаях человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтоб выйти из этого положения, как весьма опасного».
   Что касается псевдогаллюцинаций (то есть того, что человек видит «внутри себя», в уме), то они зачастую называются помыслами, или мечтаниями, и духовным видением духов.
   Никодим Святогорец (Невидимая брань): «…искусительные помыслы приражаются к душе или внутренним путем, или внешним: внутренним — чрез образы и представления фантазии, печатлеемые в сознании мысленно, или чрез непосредственные внушения худого в сердце, сопровождаемые обычными страстными движениями…».
   Исаак Сирин (Сл.30): «Кто имеет привычку занимать свои мысли худым, тому, при содействии демонов, представляется это в подобии. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, а более посредствующие к тому дневным памятованием. И иногда страшным сим видением, приводящим душу в ужас, скоро доводят ее до изнеможения…».
   4. Что касается вопроса о том, что галлюцинации зачастую сопровождаются бредом, то, понятно, что бред – это словесная реакция души на то, что она видит и слышит и это вполне соответствует учению о том, что существует общение души с духами. А что касается вопроса о том, что при белой горячке происходят различные соматические нарушения, такие как повышение температуры, дрожь и т.п., то это говорит о реакции тела, истощенного алкоголем, а значит и грехом и действии темной энергии на него. В отличие от некоторых мнений медицины, в христианстве считается (и это есть истина!), что тело есть орудие души и поэтому при воздействии злых духов его реакции вторичны.